В мае 2023 года наша компания завершила большой проект по импортозамещению для ПАО «РусГидро». В рамках него мы перевели программный комплекс АСУРЭО на российскую операционную систему и отечественную СУБД, попутно выполнив централизацию решения.
Как продукт АСУРЭО появилась в 2007 году и в тот момент включала в себя единственную подсистему согласования оперативных заявок на вывод оборудования в ремонт. Одним из первых заказчиков была Жигулевская ГЭС. Позднее АСУРЭО была внедрена на всех филиалах РусГидро.
Шли годы, и в составе АСУРЭО появились новые подсистемы, которые были также внедренные на станциях и в Исполнительном Аппарате РусГидро:
- «Планы ремонтов» для планирования ремонтной кампании;
- «Метролог» для автоматизации работы метрологических служб;
- «Анализ» для учета срабатываний устройств РЗиПА;
- «Мониторинг готовности» для автоматизации расчета и корректировки показателей готовности оборудования к выработке электроэнергии и к работе оборудования в отопительный сезон.
Все эти подсистемы сильно интегрированы между собой и используют единую базу оборудования. Каждая из них работала под управлением ОС Windows c MS SQL в качестве СУБД. В результате выполнения работ по импортозамещению все подсистемы АСУРЭО были запущены под управлением Astra Linux и PostgresPro.
Также была модернизирована архитектура программных продуктов – выполнен переход к централизованному решению, когда пользователи всех филиалов работают с одним общим серверным экземпляром ПО, развернутым в Исполнительном аппарате РусГидро. Централизация позволила значительно сэкономить трудозатраты персонала на обслуживание и администрирование АСУРЭО, а также сократить количество аппаратного обеспечения и лицензий на базовое ПО, необходимых для работы комплекса.
Это был сложный, но интересный путь длиной почти в полтора года.
Для начала мы собрали данные с разных филиалов в единый экземпляр. И (вот сюрприз!) столкнулись с тем, что скорость работы упала в несколько раз. Потребовалась оптимизация. Учитывая переход на новую СУБД, были выполнены существенные изменения в механизмах получения и обработки данных. По ходу работы были выявлены и устранены ограничения по используемым протоколам и фреймворкам.
Поскольку в разных подсистемах на филиалах РусГидро работает несколько сотен человек, было нужно поменять бизнес-логику по доступу к данным. Также мы столкнулись с очередным вызовом в виде проблем с аутентификацией.
Мы переписывали код и меняли компоненты. В какой-то момент начало казаться, что мы открыли ящик Пандоры. Но в результате все работы по смене архитектуры и технологического стека были выполнены в срок.
Смена архитектуры повлекла большие работы по интеграции. Во-первых, были существенно модифицированы механизмы информационного обмена между подсистемами АСУРЭО. Количество экземпляров стало меньше, но информационное взаимодействие стало сложнее. Также был существенно переработан обмен данными с филиалами Системного оператора.
Особый комплекс мероприятий по внедрению требовал продолжительной и объемной подготовительной работы. Для выполнения задач внедрения мы поменяли внутренние инфраструктурные процессы, серьезно расширили техническую базу и провели профессиональную переподготовку специалистов.
Внедрение модернизированной системы потребовало серьезных совместных усилий от нас и специалистов РусГидро. Мы прошли этот путь вместе и сейчас хотим искренне поблагодарить сотрудников заказчика за сотрудничество! Мы рады, что получили такой опыт и можем помогать нашим заказчикам в решении подобных задач.